Connect with us

Hi, what are you looking for?

Отдых и развлечения

«Трейнспоттинг». Выбери жизнь

«Трейнспоттинг». Выбери жизнь

«Трейнспоттинг». Выбери жизнь

Особое место в культуре и творчестве занимают произведения о наркотиках и наркоманах. Некоторые призваны ужаснуть и отпугнуть нерадостными перспективами зависимости, некоторые романтизируют прием веществ, а некоторые используют в творчестве описание приема веществ для создания комичности. При желании вы вспомните несколько представителей данного направления, будь то «Реквием по мечте», «Ананасовый экспресс» или даже отчасти сериал «Во все тяжкие». И, конечно же, нельзя не упомянуть книгу Ирвина Уэлша «Трейнспоттинг», а также их экранизации: «На игле» и «Т2:Трейнспоттинг». И именно о них сегодня пойдет речь.

Содержание

  • Роман
  • Главные герои
  • Стилистика произведения
  • Культовая экранизация
  • Т2: Трейнспоттинг
Фильм На игле Trainspotting - Stone Forest

Роман

Роман Ирвина Уэлша вышел в 1993 году и представлял собой сборник историй эдинбургских отбросов общества – наркоманы, психопаты, алкоголики, мелкие преступники и прочие обитатели самого дна. Надо признать, что Уэлш знал не по наслышке ту жизнь, о которой он писал, ведь в молодости он и сам сидел на героине и обитал в среде не самых признаваемых обществом людей. Ему повезло, и он сумел выбраться из этого круга, и даже был единственным, кто выжил из его компании во время царившей в то время эпидемии СПИДа. Потому неудивительно, что в правдивость рассказанного им верится.

Если описать его произведение одним словом, то самое подходящее будет «чернуха». Ее там и правда много. Обильное количество мата, натуралистичное описание быта наркоманов, грязь, секс и крайне аморальные поступки – все это так и сочится со страниц книги. Кого-то это может отпугнуть, но если ты втягиваешься в это чтиво, то становится сложно остановиться и не дочитать до конца. Рассказы, написанные им, зачастую не продолжают историю предыдущего, а порой и вовсе не связаны общей канвой повествования. Создается впечатление, что к тебе в баре подсел изрядно подвыпивший парень и рассказывает сбивчиво о чем-то, однако к середине книги это впечатление проходит, и становится понятной основная линия сюжета, повествующая о компании из пяти товарищей, которые выражают своим образом жизни своеобразный протест обществу.

Роман Ирвин Уэлш Trainspotting - Stone Forest

Главные герои

Главным действующим персонажем является Марк Рентон. Он наркоман, не обремененный какими-либо чувствами к кому бы то ни было, считающий степенную жизнь среднего класса самой жестокой пыткой, которой только может быть подвергнут человек. Он вегетарианец, но при том ненавидит животных и с радостью готов убить камнем увиденную им белку в парке. Он с легкостью занимается сексом с беременной вдовой своего погибшего брата прямо на похоронах и с легкостью продает своему ранее не сидевшему на героине другу его первую дозу, как только тот показал деньги. Он ворует книги и, представ в суде, пускается в философские рассуждения о писателях. Но при всем этом нельзя назвать Рентона жалким.

По некоторому странному стечению обстоятельств он очаровывает читателя и в некоторых моментах даже заставляет себе сопереживать.
Его лучший друг – это Саймон «Дохлый»/«Кайфолом». Любимец женщин, который обожает рассуждать о кино, музыке. Несмотря на то, что он давно сидит на героине, у Саймона получается производить впечатление самого разумного из их компании. Во время лечения от ломки у Рентона именно ему родители Марка разрешают посещение. Несмотря на любовь женщин, он с легкостью обворовывает их и продает в пользование другим торчкам. Создает впечатление самовлюбленного красавца со скользким характером.

Третий персонаж – Мёрфи «Картошка»/ «Кочерыжка». Самый безобидный из компании. По словам его же товарищей, он «мухи не обидит». Наркоман с огромным стажем, при том любящий абсолютно всех. Промышляет кражами, однако старается не причинять никому вреда. Называет всех котами и старается поддерживать хорошие отношения со всеми. Несмотря на аморальность всего происходящего, он кажется самым положительным персонажем.

Четвертый товарищ – Томми. На протяжении большей части книги он держится от героина подальше, предпочитая ему стимуляторы и эйфоретики. Однако, после расставания со своей девушкой он упрашивает Рентона продать ему героин, после чего подсаживается «на систему», впоследствии заражается ВИЧ-инфекцией и умирает.

Пятый персонаж – Фрэнсис «Франко» Бэгби. Самый настоящий псих. С малых лет был неуравновешенным и «отмороженным». Еще в школе начал совершать свои первые преступления, за что и был отправлен в колонию для несовершеннолетних, а затем в тюрьму, откуда вышел еще более озлобленным. Единственный из пятерки, кто не принимает героин и презирает его, однако с легкостью принимает другие наркотики и очень много пьёт. Товарищи боятся его, но «кореш есть кореш», и они подыгрывают ему во всем, стараясь не разозлить, так как Бэгби готов прирезать любого просто за то, что тот не отдаст ему кошелек, а также развязать драку на ровном месте.

Стилистика произведения

Помимо главных героев, на страницах появляются и многие другие, некоторые из которых не сильно влияют на сюжет, а порой и вовсе с ним не связаны. Очень сильно среди прочих книгу выделяет стиль повествования и язык. Страницы пестрят нецензурной лескикой и жаргнонными словами. Написана книга на смеси английского и шотландских языков и по своей манере отчасти напоминает «Заводной апельсин» Энтони Бёрджеса.

Также, поскольку каждый рассказ написан от первого лица, читатель может с легкостью понять, от чьего имени ведется повествование, поскольку речь и мысли каждого героя индивидуальны. «Картошка» путается в мыслях, использует много междометий, называет всех «котами», Бэгби употребляет через слово мат, и вся его речь пропитана агрессией, Рентон пускается в постоянные рассуждения. Это добавляет немало очков автору за стилистику и может привлечь читателя. И это забавно, так как сам Уэлш заявлял, что не пытался найти свою аудиторию, а пишет книги для себя и такими, какими он хотел бы их видеть, не подстраиваясь под читателей. Также в произведении есть немало рассуждений о музыке, исполнителях, футболе и Шотландии с Англией в целом.

Культовая экранизация

Несмотря на то, что данная книга была первой у писателя, она завоевала любовь у аудитории. В Австралии она была признана даже самой воруемой в магазинах. И в 1996 году вышла экранизация книги за авторством режиссера Дэнни Бойла. На тот момент это был второй фильм режиссера, и “На игле” стал его главным хитом. В главных ролях снялись Юэн Макгрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер и Роберт Карлайл. И нужно признать, что свои роли они сыграли отлично.

Вообще, довольно сложно было бы экранизировать данную книгу, учитывая то обилие чернухи, которое есть на ее страницах, рваное повествование и неоднозначный посыл. Потому перед режиссером стала непростая задача, и он показал свое видение произведения Уэлша. Его «На игле» отличается от «Трейнспоттинга», и основными отличиями стали более положительные персонажи и значительно более светлый финал. Если у Уэлша книга обрывается чуть ли не на полуслове, и ты не знаешь, верить ли тому, что герой исправится и обретет счастье, то в конце фильма ты убежден, что будет так и никак иначе. Остается более приятное послевкусие по сравнению с мрачной пустотой, оставленной книгой.

За что фильм можно и нужно похвалить – это за его саундтрек и визуальные решения. Музыкальное оформление превосходно и отлично вписывается в происходящее на экране, создавая подходящую атмосферу. А трек Underworld – Born Slippy в 2008 году был признан лучшим танцевальным хитом 25-летия.

Относительно «картинки» также нет никаких нареканий – она отличная. Многие решения были хоть и далеко не новы, однако могли порадовать даже искушенного зрителя, а пейзажи Шотландии и Англии однозначно порадуют ценителей.

Фильм с успехом прокатился по кинотеатрам и был высоко оценен как зрителями, так и критиками, а в 2012 году был признан лучшим британским фильмом за последние 60 лет. Автор сценария Джош Ходж был удостоен премии Британской академии кино и телевизионных искусств за лучший сценарий, а также выдвигался на премию «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий».

Т2: Трейнспоттинг

В 2009 году Дэнни Бойл заявил, что собирается снимать продолжение своего знаменитого фильма. Сценарий должен был базироваться на романе «Порно» Ирвина Уэлша — продолжении оригинального романа, который лёг в основу предыдущего фильма. Режиссёр намеревался пригласить весь актёрский состав первого фильма, прошедшее время (более 10 лет) должно было помочь им лучше вписаться в облик своих постаревших героев; тем не менее Бойл шутил, что тянул так долго из-за тщеславия актёров.

Исполнитель главной роли — Юэн Макгрегор — заявил в одном из интервью, что он согласен поучаствовать в продолжении: «Я двумя руками „за“! Мне не терпится вернуться на съёмочную площадку вместе со всеми остальными, мне кажется, что это будет экстраординарный опыт».

Однако, именно из-за разногласий Макгрегора и Бойла переговоры о съемках затянулись. Когда же в 2014 году разногласия были улажены и появились заявления о выходе продолжения, стали появляться некоторые сомнения касательно качества грядущего фильма. Были опасения, что разница между книгой и фильмом может оказать отрицательное влияние на киноленту. Но Дэнни Бойл заявил, что собирается провести кропотливую работу по созданию сиквела, а также, что участие актеров оригинальной ленты – это гарант качества фильма, так как на кону была их репутация, и они не позволили бы режиссеру создать проходной трэш.

Исполнитель роли Марка Рэнтона, Юэн Макгрегор так прокомментировал текущие события: «Сценарий действительно, действительно, действительно хорош». Юэн подчеркнул, что никто из создателей продолжения не хочет делать плохой сиквел, и если бы сценарий не был «самым выдающимся», то вряд ли бы вторую часть начали снимать.

В 2017 году фильм вышел в прокат, и даже непосвященному зрителю, незнакомому с оригинальной лентой, сложно было не узнать об этом, так как постеры и афиши были практически на каждом шагу. Многие ждали этот фильм. Кто-то шел с нетерпением, кто-то был скептически настроен, но фильм вышел действительно хорошим. Он значительно ушел от «Порно» Уэлша, но при всем этом стал отличным продолжением и отличным фильмом в отрыве от оригинала.

Сюжет строится снова вокруг четверки из Эдинбурга, и события происходят спустя 20 лет после первого фильма. Несмотря на все предшествующее, они снова собираются в родном городе и разбираются с оставшимися неразрешенными делами и вопросами друг к другу. Пожалуй, больше ничего не стоит говорить о сюжете. Картину лучше увидеть самому. Она завершает историю и отвечает на некоторые вопросы, на которые не ответил оригинал, рассказывает те события, о которых умолчала первая лента.

«Т2: Трейнспоттинг» – это достойный сиквел и достойный финал истории. Книга Уэлша крайне необычна. Она полна грязи, низости, и она может многих читателей оттолкнуть. Честно говоря, я бы не стал ее рекомендовать многим и называть обязательной к ознакомлению, однако, некоторых она может увлечь. «На игле» и «Т2:Трейнспоттинг» же напротив могу порекомендовать к ознакомлению. Эти фильмы стоят того, чтобы вы выделили на них спокойный вечер и погрузились в атмосферу шотландских отбросов.

В тренде