Инновационный VR-тренажер для обучения будущих конструкторов-инженеров авиационных двигателей был представлен специалистами инжинирингового центра Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева и российской компании «АР СОФТ» в рамках XXV Петербургского международного экономического форума.
Премьера нового оборудования состоялась на форсайт-сессии «Научно-технологические проекты для импортозамещения и импортоопережения, организованной научно-образовательным центром мирового уровня «Инженерия будущего».
Участникам мероприятия которой была продемонстрирована демо-версия VR‑тренажёра, с использованием технологий виртуальной реальности, который позволит заглянуть «внутрь» авиационного двигателя и детально изучить устройство всех его узлов и агрегатов: компрессора, камеры сгорания, турбины, топливной и масляной системы и т. д.
Такой тренажер значительно повышает эффективность процесса обучения будущих конструкторов и инженеров, ведь авиационный двигатель является, пожалуй, самым сложным с технической точки зрения устройством, придуманным человеком: до сих пор лишь 4 страны — Великобритания, Россия, США и Франция, имеют технологии разработки и производства новых поколений турбореактивных двигателей. Тот же Китай, к примеру, несмотря на серьезные затраты, добиться этого пока не может.
В качестве объекта изучения в демо-версии VR-тренажера представлен двигатель НК-8, который используется в пассажирских самолётах Ту-154. Это совсем небольшая часть от запланированного функционала тренажёра, который будет реализован в ближайшее время.
Для изучения будут доступны не только газотурбинные, но и ракетные двигатели, а также двигатели внутреннего сгорания. Первые пользователи начнут обучаться на VR-тренажере уже этой осенью.
комментарий
Директор Инжинирингового центра на базе Самарского университета, Иван Зубрилин
Толчком к созданию VR-тренажера стало желание расширить доступность экспонатов Центра истории авиационных двигателей Самарского университета. В уникальной экспозиции собраны авиационные двигатели разных поколений.
Некоторые из них представлены в продольных разрезах, что позволяет наглядно изучить сложную конструкцию, однако до сих пор сделать это можно было, лишь посетив музей. VR-тренажёр позволит дистанционно ознакомиться с принципом работы и конструкцией авиационного двигателя.
Один из авторов разработки, сотрудник инжинирингового центра, Илья Лейковский
В VR-тренажере будут доступны три уровня детализации и, соответственно, три уровня сложности: для школьников, студентов и профессионалов. Развитие профессиональной версия предусматривает создание своеобразной виртуальной интерактивной библиотеки по двигателям различного назначения.
По материалам: «Инжиниринг и инновации»